пн-пт 10:00 - 19:00
+38 (050) 999-33-11
Закрыть

Кондрие

Императорская проба
В Кондриё рассказывают, что вино из окрестностей одного из крупных центров римской Галлии — Вьенна — упоминали Плиний Старший и Плутарх. Вьенн и вправду является выдающимся средоточием древнего культурного наследия Роны и всей Франции, почти не изменив название с древних времен — а вместе с городом сохранилось и вино с разбитых еще римскими рабами виноградников-террас. История же утверждает, что вино градники появились даже раньше римлян: лозу могли завезти еще греки, поднимавшиеся по реке с колонизированного ими Черноморского побережья, а это как минимум 2 500 лет назад!
В III же веке, когда виноградники Галлии выкорчевывали из-за перепроизводства (знакомый мотив, правда?), император Проб распорядился не трогать приронские террасы. Вот так из далеких веков вырос уникальный аппелласьон Кондриё.

Удел Кондриакума
Каким именно было это вино тогда, можно лишь догадываться. Во всяком случае, почему оно появилось именно здесь, более чем очевидно: на сухих ронских скалах, под ветром и ярким солнцем ничего, кроме лоз, не вырастет. С самых первых лет своего упоминания в хрониках, Кондриё (римский Кондриакум) был сугубо торговым и винодельческим местом. В Средние века у жителей появилось еще одно занятие — бондарное мастерство. Бочки, которые делали здесь, былиогромными: в них выдерживали и белые, и красные вина, как правило, сладкие, тягучие, из поздно собранного винограда.
Речное благополучие Кондриё кончилось с развитием железной дороги: и бочарни сместились ближе к ней, точно также, как и вина, создаваемые близ ветвей «железки», становились более успешными. Луара поднималась, Рона падала: к 1970-м годам от виноградника с двухтысячелетней историей остались жалкие 10 га.

От заката до восхода
К счастью, нашлись патриоты этого маленького и редкого аппелласьона: в числе их был и Жорж Вернэ, убедивший INAO включить в зону аппелласьона самые недоступные склоны. Урожайность в 20–30 гл/га (мизерная по меркам других французских, вполне себе великих, аппелласьонов!) здесь никогда не была причудой, ведь больше с этих трудных, засушливых, ветреных участков все равно не получишь: за то они обращены на юго-восток и освещаются солнцем с самого утра.
Такая малая урожайность должна значить только то, что вино должно быть достаточно дорогим, редким, узнаваемым: но в середине XX века по упомянутым причинам этого не происходило. Кондриё начали забывать. Забавно, что в эти годы уникальные виноградники выкорчевывались под абрикосовые сады. По воспоминаниям тогоже Жоржа Вернэ, в те годы килограмм абрикосов стоил 7 франков, а бутыл какондриё — 1,50!

Спасительное любопытство новосветичей
При всех усилиях местных виноградарей, с 1970-х годов увеличивших в десятки раз площадь аппелласьона и виноградников, она едва сопоставима с площадью крупного домена или даже некоторых бордоских шато. Помощь пришла не ожиданно из Нового Света: там проявили интерес к вионье, сотни гектаров были высажены в Южной Африке, Австралии, Калифорнии. Интерес к сорту как таковому подогрел интерес к его проявлению у себя на родине: а тут еще подоспел Роберт Паркер со своей нескрываемой любовью к ронским винам в целом. Кондриё как было, так и остаётся, наряду с Hermitage, лучшим белым вином региона. И вот с 1980-х годов снова начали расти цены, вино стало окупаться и значительно выросло в качестве, все еще ос та ва ясь, под влиянием природных обстоятельств редким вином для знатоков: только круг последних значительно расширился.

Краткий паспорт
• АОС с 1940 года
• Площадь аппелласьона 250 га (фактически в работе около 120 га, остальное — потенциальные площади для развития)
• Коммуны: Condrieu (Кондриё), Saint-Michel sur Rhone (Сен-Мишель-сюр-Рон), Verin (Верен), Chavanay (Шаванэ), St Pierre du Boeuf (Сен-Пьер-дю-Бёф), Malleval (Мальваль), Limony (Лимони)
• Департаменты: Рона, Луара, Ардеш
• Почва: гранит
• Высота над уровнем моря: в среднем 250 м
• Максимальная разрешенная урожайность: 37 гл/га
• Годовой объем производства: 4000 гл

Винная река, гранитные берега
Особые свойства кондриё — вина, которое, по общему мнению, не возможно скопировать, — основываются уже на географическом положении терруара. В 1988 году, в результате последнего изменения аппелласьона, все лозы, находящиеся не на склонах, были, по словам Ива Кюйерона, исключены из Condrieu AOC. Теперь это только склоны, чаще всего обращенные к югу или юго-востоку, а сам аппелласьон маленькими островка мивытянулся на правом, западном берегу Роны.
Умеренный климат Верхней Роны, прозванный так же «лионским», подразумевает мягкую зиму, жаркое лето, достаточно регулярные, необильные осадки — по 700–800 мм в год. Главное в этом климате — это ветер: то северный, то южный. Впрочем, от первого, холодного, виноградники, ориентированные только на южное направление, защищены. Южный же, особенно жаркий в конце лета, заставляет виноград вызревать быстрее, иногда даже под вяливая его.
Обреченные сопротивляться ветру, поддерживаемые парами специальных подпорок (тянуть шпалеру на порой не ровных террасах не сподручно), лозы прижимаются к земле, глубоко уходя корнями в жесткий камень гранитной основы склонов Кондриё. Собственно магматические гранитные выходы, черные и светлые, встречаются в коммунах Кондриё, Верен, Сен-Мишель, Шаванэ, чередуясь с гнейсами, крупнозернистыми мигматитами. Состав этих сложных пород — кварц, белая или черная слюда и полевой шпат. Это классические магматические камни, которые мы изучали на курсе природоведения в 3-м классе. Из всех трех элементов не участвует в питании растений только кварц, полевой шпат же дает такие важные элементы, как калий, натрий, и кальций, а слюда обогащает их до полнительно магнием, кремнем и железом.
Но Кондриё — это не только голые скалы. Встречаются и изрядные вкрапления лёссовых, глинисто-песчаных почв, восходящих к периоду последних оледенений. А низ склонов долгие века подмывала Рона: здесь мы встречаем аллювий, песок. Хорошие виноградники по этим причинам не лежат в нижней части.

Экспансия вионье
Истоки сорта вионье ищут в современной Хорватии, откуда его, по легенде, привез в долину Роны император Проб. Ищут их и среди росшего на Роне дикого винограда. Впрочем, и в этом случае его, вероятно, завезли сюда до римлян греки, а потом он одичал. Как бы то ни было, никто не оспаривает у Роны звание родины вионье: от сюда он разошелся по свету, будучи до этого веками известным одним единственным вином — Condrieu.
Сегодня вионье в этом крошечном аппелласьоне растет всего на 120 гектарах, тогда как в одной только Франции площади его посадок превышают 3 000 га. Но для большинства французов вионье — это прежде всего Condrieu, потом еще Сhateau Grillet (это такой анклав в Кондриё с собственным AOC). Так же пожалуй помнят и о том, что вионье добавляют в ассамбляж Cote-Rotie.
Вионье очень хорошо переносит плотную высадку, ему нравятся кислотные почвы Средиземноморья. Один из главных недостатков вионье состоит в том, что в результате раннего цветения он подвержен весенним заморозкам. Засуха не страшна вионье, как раз на оборот: он гораздо полнее раскрывается в сухом климате.

Капризнейший из белых
Плодовитый вионье на разных континентах далеко не всегда дает хорошие вина, часто наоборот — весьма бледные. Но обдуваемые ветрами террасы над Роной делают вина из вионье невероятно податливыми, субтильными, маслянистыми, но сухими с ароматами белых цветов, персика, миндаля. Чтобы добиться подобного результата, винодел должен быть исключительно строг и внимателен: вионье не терпит ошибок. Собирать виноград нельзя рано, иначе вино будет кислотным, с тонами зеленых фруктов. Но и слишком поздно бу­дет нехорошо: от остаточного саха­ра не избавиться, сухого вина не по­лучится. Разумеется, строгие прави­ла вионье оставляют широчайший простор для фантазии винодела: не­которые прибегают к ферментации и выдержке в стали, другие работа­ют с дубом, в том числе новым. Часть производителей прибегает к технике maceration pelliculaire, так помогающей в последние деся­тилетия качеству белого бордо. Это контакт сока с кожицей перед фер­ментацией, позволяющий добиться более интенсивных ароматов.

Стили и вкусы
Кондриё (правильнее сказать — ви­онье) нелегко подвергнуть долгой выдержке. Это даже бесполезно: 2-3 года в погребе не сделают вино резко отличающимся от свежего миллезима, да и вообще, в свое вре­мя Роберт Паркер резковато назвал любителей выдержанного кондриё «некрофилами».
И все же у кондриё есть надежда пленить поклонников старых миллезимов, но только в десертном виде. В прежние годы существовал целый ритуал сбора перезрелых поздних ягод для сладкого вина, называемый «На тарелочке». Тарелку подносили к лозе, встряхивали ее, и самые спе­лые, даже перезрелые ягоды, падали на нее к радости виноградарей.
Виноград по-прежнему собирают вручную, но тарелочкой балуются редко: 95% нынешнего кондриё су­хое. Передовые виноделы, в их чис­ле Жорж Вернэ и Ив Кюйерон, вы­пускают в крошечных объемах сладкие кюве: экзотичные, цветоч­ные, медовые. Они могут составить конкуренцию хорошим сотернам в неоклассическом сочетании с фуа гра. У Кюйерона есть секрет, родня­щий его вина с великими бордоски­ми: около 5% ботритизированного винограда в его долгоживущем Chaillets и все 100% в Ayguets.

10 ИСТИН КОНДРИЕ
1. Виноградники Condrieu расположены на не­больших, иногда созданных еще римлянами террасах на скалистых склонах вдоль Роны. Их ширина иногда не превышает одного метра — это не более одного ряда лоз, а высота над уровнем моря достигает 300 м.
2. Вино, известное с римских времен, едва не погибло в XX веке из-за низкой рентабельнос­ти, на месте некоторых нынешних виноградников росли абрикосо­вые деревья, другие были просто заброшены
3. Рельеф диктует в Кондриё использование только ручного труда. Таким образом, все, от подвязки до сбора урожая, превращается в очень трудоёмкий процесс
4. Одна из примет виноград­ников аппелласьона — это осо­бая подвязка с помощью двух поставленных в виде буквы А подпорок. Подвязка гори­зонтальными рядами часто невозможна из-за неровной поверхности почвы
5. Обычно виноград, растущий вдоль крупных рек, из-за аллювиальных почв и влажного микроклимата, не классифицируется выше Vin de Pays («местных вин»): Кондриё и ряд других приронских виноградников явля­ются приятными исключениями из правила
6. В Кондриё сорт вионье нашёл, по мнению многих, свое идеальное воплощение: жаркий, ветреный климат, каменистая почва, диктуемая самой природой низкая урожайность и высокая концентрация сахара, фенолов при сравнительно невысокой кислотности.
7. Кондриё — единственное великое вино, которое необходимо пить молодым, только молодым, потому что через пять-шесть лет хранения оно теряет ряд своих драгоценных свойств. У правила есть единичные исключения, как сладкое Ayguets позднего сбора.
8. Если собрать вионье слишком рано, вино будет кислотным и резким, если слишком поздно — оно никогда не будет сухим. Сложнейшая задача винограда­ря на этом терруаре — определить оптимальный момент сбора урожая С ТОЧНОСТЬЮ ДО ОДНОГО ДНЯ
9. 95% вин Condrieu сегодня сухие, а было время, когда это вино было почти исключитель­но сладким, вионье, кстати, шел и на игристые вина. Се­годняшняя форма Condrieu — это результат долгих, осознанных и интуитивных, поисков стилям
10. В зависимости от стиля Condrieu, его можно пода­вать на аперитив (легкое, выдержанное в стали), соче­тать с фуа гра и десертами (сладкое), а также широким спектром морепродуктов и блюдами восточной кухни

По материалам журнала (Winenews)