пн-пт 10:00 - 19:00
+38 (050) 999-33-11
Закрыть

Gevrey-Chambertin

13.10.2008
Прибыв в Gevrey-Chambertin, мы оказываемся у границы, за которой начинаются лучшие виноградники Бургундии. Это самая большая по размеру из великих коммун Cote de Nuits, которой принадлежат восемь из десяти ее grands crus. Gevrey-Chambertin и Vosne-Romanee всегда соперничали – кто важнее. В аппелласьоне Gevrey-Chambertin производят только красные вина.
Название Gevrey происходит от Gabriacus, имени Галло-Романских времен, впервые записанном в 640 году. Примерно в это же время бургундский герцог Amalgaire пожаловал аббатству Beze землю, на которой монахи высадили виноград. Через некоторое время, как говорит история, крестьянин Bertin решил высадить свой виноградник на соседнем участке земли. От Champus или Champ Bertin происходит название величайшего виноградника Geverey.
Пристрастие Наполеона к винам Chambertin хорошо известно. Император пил исключительно свой Chambertin, на этикетках которого красовалась тесненная “N”, пяти-шести летней выдержки, разбавляя его водой. Во время бегства из Москвы его винный запас был похищен казаками, как подозревали камергеры Императора. В последующие годы французский винный рынок был наводнен большим количеством подделок «возвращенных из России Chambertin», которых было столько, что в сумме они могли бы составить объем производства ни одного года, а пары лет!
В XIX веке, в результате принятия Кодекса Наполеона и законов наследования, виноградники Gevrey были не однажды разделены между многими и многими владельцами. К 1850 году у 28 гектар Le Chambertin и Clos de Beze было девять владельцев, к 1900 году - девятнадцать, а сегодня их двадцать пять.
Вина Le Chambertin и Clos de Beze имеют высокую репутацию благодаря покровительству Наполеона. Понятны причины, по которым соседние виноградники постоянно искали возможность разделить их славу. В 1847 году по постановлению Louis-Philippe, деревне Gevrey было разрешено добавить Chambertin к своему названию. Одновременно с этим несколько соседних grands crus также получили разрешение добавить волшебное имя лучшего виноградника с своему собственному. Но только Clos de Beze, равное по престижу Le Chambertin, может ставить “Chambertin” перед своим собственным именем. Это вино может продаваться и просто как Chambertin, без добавления к нему Clos de Beze. Другие grands crus могут писать Chambertin только после своего собственного имени.
На 87 гектарах grands crus производят около 36000 ящиков вина в хороший год. Это 25% всего урожая красных grands crus Бургундии, но если сравнивать его с объемами производства в Бордо, это капля в море – один Chateau Lafite способен произвести столько же. Восемь виноградников grands crus простираются к югу от деревни, параллельно автотрассе, соединяющей Gevrey с Morey. Ruchottes (3 га), Mazis (9 га), Clos de Beze (15 га), Chambertin (13 га) и Latricieres (7 га) расположены над дорогой. Chapelle (35 га), Griotte (3 га), Charmes и Mazoyeres (31 га) с другой ее стороны.
Какова разница между этими grands crus? Ответ на этот вопрос усложняет то, что у виноградников, разных по возрасту, мириада собственников, да и методы винификации они применяют отличные друг от друга. Впрочем, основные отличия обусловлены разным местоположением по отношению к сторонам света, большей или меньшей высотой, на которой расположены виноградники, а также незначительными различиями в составе почв. В целом почва – байосский известняк, покрытый тонким слоем земли, состоящей из смеси гальки, кремня, мела, глины и обломков известковой породы; причем чем выше по склону холма, тем меньше глины в почве.
Мало кто станет отрицать, что Chambertin и Clos de Beze лучшие grands crus. Следующими Clive Coats ставит Latricieres и Ruchottes. Участок Mazis-Chambertin принадлежит Hospices de Beaune и является одним из самых элегантных красных вин Hospices. Charmes, если не Chapelle, производит более женское вино, не такое сильное, не такое интенсивное и ароматное, и по опыту Clive Coats, менее полнотелое. Он также не вполне согласен с Monsieur Trapet, считающим, что все вина нижней части склона «более полные».
Территория Gevrey-Chambertin, исключая виноградники grands crus, занимает площадь 455 гектар. 86 из них – виноградники premiers crus, поделенные еще на 24 climats, иногда совпадая с ними полностью, иногда частично. Основная часть обычного вина, в отличие от остального Cote de Nuits, происходит с восточной стороны главной дороги, ведущей из Dijon в Nuits-Saint-Georges. Виноградники Gevrey также простираются к северу в комунну Brochon.
Лучшие участки premiers crus лежат на северо-западе деревни, в верховье долины Combe aux Moines. Склон здесь крутой и защищенный, благодаря чему многие его виноградники – Clos Saint-Jacques, Varoilles, Estournelles и Gazetieres – производят вина ничем не хуже малых grands crus.
Большое количество великих производителей сосредоточено в деревушке Gevrey-Chambertin, что вполне ожидаемо. Обнадеживает, что большинством владений управляют сегодня талантливые энергичные люди. Это новое поколение бургундцев, которые поднимали свои домены из руин, и пока они еще не избалованы богатством, как Camus, Damoy, Drouhin-Laroze, Pernot-Fourrier, Rebourseau и Tortochot – крупные владельцы, которые в последние время слегка не дотягивают до соответствия высоким стандартам по мнению Clive Coats, но изредка способны производить нечто особенно потрясающее, вино хорошего качества.
Clive Coates рекомендует вина Jean Trapet. Среди негоциантов, благодаря приобретенным ими виноградникам у Clair-Dau, хороши Louis Jadot и Faiveley, но им еще сложно конкурировать с лучшими местными доменами, как это с успехом делает Joseph Drouhin и Madame Bize из Leroy, которая всегда владела исключительным Mazis, а в 1989 году приобрела часть домена у семьи Remy, что дало ей великолепные лозы в Chambertin, Latricieres и других отменных climats. Хорошего вина много в Gevrey и каждый раз, когда Clive Coats отправляется туда продегустировать вина нового урожая, он всегда обнаруживает там еще одного хорошего производителя. (По материалам Whitehall).